Музыкальная страничка

Автор: редактор вкл. .

Образовательный маршрут на период с 6.05.2020 по 15.05.2020 на тему "9 МАЯ"

Уважаемые родители этот маршрутный лист предназначен для вашего ребенка с целью закрепления и расширения представлений детей по теме "9 мая".

Музыкальной гостиная «С песней до Победы»

для детей старшей и подготовительной группы

Уважаемые родители!

Я приглашаю вас с детьми в музыкальную гостиную в преддверии великого, очень главного праздника, который отмечает вся наша страна.

Россия – страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть её сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов.
Вот уже 75 лет над нашей родной Россией светит мирное солнце, закончилась Великая Отечественная  война. Наш народ победил фашистскую Германию.

Летней ночью на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

Вставай, народ!

Услышав клич Земли,

На фронт солдаты Родины ушли.

Отважно шли солдаты в бой

За каждый город и за нас с тобой!

Солдаты, воины, все взрослые и дети!

И друг за другом шли родители, сыны
Дорогами священной той войны!

Сколько книг, стихов и песен написано о великом подвиге советского народа!


Шаг 1. Один из русских композиторов Дмитрий Шостакович написал музыку, в которой передал эти события. Внимательно послушайте её отрывок и подумайте, какой характер передаёт эта музыки и что можно под неё представить?
Д. Шостакович. Фрагмент симфонии №7 «тема нашествия» - слушание

https://vk.com/audios161370597?q=Д.%20Шостакович.%20Фрагмент%20симфонии%20№7%20«тема%20нашествия»
Какой характер музыки? (жесткий, устрашающий)
- Что можно представить? (как идут фашистские войска)
- А как изменялась громкость музыки (сначала тихо, потом громче и громче)
- Какие инструменты вы услышали? (Ответы детей)
- Да, простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука барабана, потом звук усиливается и, в конце концов, вырастает как огромная, надвигающая волна, передавая образ беспощадного врага, наступающего на нашу страну. Эту музыку стали так и называть – «тема нашествия».
Давайте ещё раз прослушаем эту тему, и будем передавать пульсацию музыки - вначале с помощью пальцев (стучим по коленкам), когда будет громче - ладошками по плечикам, а когда совсем громко - кулачками по коленкам.
Повторное прослушивание фрагмента с движениями.
Какое настроение передала эта музыка? (Ответы детей)
- Да, музыка грозная, какая – то бездушная, и кажется, что никто не сможет победить эту злую силу....
Уже в первые два года войны фашистская армия заняла многие города, взяла в осаду один из главных городов России - Ленинград и подходила к столице нашей Родины – Москве. Но наш народ нашёл в себе силы и остановил врагов.

Шаг 2. Все наши жители поднялись на защиту Родины. Воевали женщины, и даже дети. А те, кто не воевал - работали в тылу. Они шили одежду для солдат, рыли окопы, а самое главное было налажено производство оружия. Днём и ночью работали заводы, где выпускали вооружение.
- С помощью какого оружия воевали наши солдаты? (танки, самолёты, автоматы, гранаты, патроны и т.д.)
- Правильно, но во время войны было ещё оружие, а какое вы узнаете, отгадав загадку.
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что же вы услышите,
Конечно, — это ... (песня)
- Идёт война, рвутся снаряды, гибнут люди. А тут песня… Зачем же она нужна на войне? Может я ошиблась и песня – это вовсе не оружие, а так, развлечение просто.. Поможет нам ответить на этот вопрос музыка, которая одна из первых зазвучала в годы войны. Послушайте и скажите, к чему призывает эта песня?
Фрагмент песни «Священная война» музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача – слушание

https://www.youtube.com/watch?v=TqMnNVmnyvY
К чему призывает песня? (поднимает народ на борьбу с врагами)
- Как вы считаете, какое настроение передавала эта песня солдатам? (мужественное, храброе)
- Можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему? (потому что она поднимала боевой дух, и солдаты отважнее сражались)
- Да. Молодцы. Уже в первые дни войны, композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом была написана эта песня, которая называется «Священная война» и она зазвучала как набат, призывающий на борьбу, как оружие против жестоких врагов. Эта песня впервые прозвучала на вокзале, когда бойцов провожали на фронт. Музыка несла в себе такую могучую силу и искренность, что все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один со своих мест и, стоя, словно в строю, торжественно и сурово слушали её. Когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты. Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать и запомнить слова. Вновь и вновь, пять раз подряд, пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на фронте, в партизанских отрядах, в тылу. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом. Дослушаем эту песню стоя.
Песня «Свящённая война» - слушание продолжения песни.


Шаг 3. Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают в двадцать первом веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен
Однажды суровой зимой 1941 года, во время битвы под Москвой произошёл такой случай. Молодой солдат, лейтенант Алексей Сурков, попал в окружение. Он храбро сражался, многие его товарищи погибли. Когда он выходил из окружения, попал на минное поле, где сам тоже мог погибнуть в любую минуту. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст он показал бойцам, и им очень понравилось это стихотворение. Многие солдаты переписывали его и отсылали своим жёнам и невестам. Оно стало популярным на фронте и в тылу. Текст увидел композитор Константин Листов и сочинил музыку. Получилась песня, которая стала одной из самых известных в дни войны.
Песня «В землянке» музыка К.Листова, слова А.Суркова

https://vk.com/audios161370597?q=«В%20землянке»%20музыка%20К.Листова%2C%20слова%20А.Суркова

- Какое настроение передаёт? (нежное, ласковое)

- О чём в ней рассказывается? (как боец вспоминает свою любимую)
- Исполним песню вместе, постарайтесь передать задушевное и ласковое настроение.
Как вы считаете, как эта песня помогала нашим солдатам воевать? (вспоминали своих близких, песня придавала им силы, солдаты знали, что воюют за своих жён, матерей, невест, за свой дом)
- Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А оказывается - всё совсем наоборот. Солдатам песни помогали в трудные минуты. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться к ним невредимыми.


Шаг 4.
Ребёнок: Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: не доживет до ночи…
– Мне бы… песню, – прошептал солдат, –
Я до песен с давних пор охочий…
Боль не выносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела:
Одной из таких песен, которые поддерживали бойцов, стала песня «Темная ночь». Она была написана во время войны для фильма «Два бойца». Эта песня была на устах буквально у каждого фронтовика. Внимательно послушайте и скажите для кого солдат поёт эту песню?
Песня “Темная ночь” музыка Н. Богословского, слова В. Агатова – слушание.
https://vk.com/audios161370597?q=Песня%20“Темная%20ночь”%20музыка%20Н.%20Богословского%2C%20слова%20В.%20Агатова

-Для кого солдат поёт песню? (для родного человека, для жены)
-Почему вы так решили? (Ответы детей по характеру и содержанию)
Дополнительные вопросы: Какой характер песни? О чём в ней говорится?
Эта песня выражает душевное состояние солдата, думы о покинутом родном доме, о любимой и, конечно, веру, надежду в победу и возвращение домой.

Шаг 5. Во время войны организовывались фронтовые бригады.

Это когда самые разные артисты: музыканты, танцовщики, певцы, поэты, джаз-оркестры и циркачи ездят по фронтам, выступают перед бойцами, чтобы вселить им веру в победу, поддержать их настроение, напомнить о мирной жизни. В жестокости войны они особенно остро испытывали дефицит душевности, юмора, красоты.

Давайте и мы с вами буде готовится в оркестр.

Понадобятся: воздушные шары и палочки (если их нет, можно использовать карандаши, а вместо шарика мяч, коробку или кастрюлю)

Ход игры: Ребенок и родитель садятся друг на против друга. Ногами зажимают шарик. Вначале вместе отстукивают рефрен (повторяющийся мотив), а затем взрослый задаёт ритм, который ребенок должен запомнить, а потом точно повторить его!

https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=bMJvykaCRI0&feature=emb_logo


Шаг 6. Солдаты пели разные песни – задорные частушки и песни, которые поднимали их на бой. С первых дней войны рядом с мужественными и призывными строками песни «идёт война народная» слышались тёплые искренние строки песни «Синий платочек». Она была написана ещё до войны и напоминала солдатам о мирном времени, которое надо было обязательно вернуть, прогнав захватчиков с родной земли. Эта песня стала одной из самых знаменитых песен военных лет. Давайте, ребята, постараемся характер этой песни выразить с помощью танца.
Предлагаю потанцевать с платочком или лентой.

«Синий платочек» музыка Е. Петерсбурский, слова Я. Гольденберга

https://www.youtube.com/watch?v=6FvZs8Lk29Q

Либо импровизация под песню
https://vk.com/audios161370597?q=синий%20платочек

 


Шаг 7. Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война!
День Победы” музыка Д. Тухманова, слова В.Харитонова

https://zaycev.net/pages/16736/1673695.shtml?spa=true&trackId=1673695

Вот она долгожданная Победа! Все ликуют и радуются! Но почему же в этой песне есть такие строчки: «Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…? (Ответы детей)
Мы должны помнить, как тяжело досталась нашему народу Победа. В каждой семье есть тот, кто погиб, защищая Родину. Много лет прошло после окончания войны. Мы должны помнить, какой подвиг совершил наш народ и гордится этим. Мы должны помнить - за всё, что мы имеем – за жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал, погибал и одержал победу в этой страшной войне

Выучить стихотворение.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Помним!
Тех, кто воевал за нас и победил!
Помним!
Павших и живых!
Помним!
Генералов и рядовых!
Помним!
Мы будем помнить все, что делалось тогда
И обещаем Родину свою сберечь
Для дела, мира и труда!

 

Шаг 8. Что за праздник?

 В небе праздничный салют,
 Фейерверки там и тут.
 Поздравляет вся страна
 Славных ветеранов.

 А цветущая весна
 Дарит им тюльпаны,
 Дарит белую сирень.
 Что за славный майский день?

«Майский вальс» Автормузыки — композитор Игорь Лученок, авторслов — Михаил Ясень.

https://www.youtube.com/watch?v=IMfn3iCK61w

Выполняем танцевальные движения с султанчиками.

А в подарок мультфильм.

https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g