ДИСТАНЦИОННОЕ взаимодействие в группе "Дюймовочка"

Автор: редактор вкл. .

Образовательный маршрут на период с 6.05.2020 по 15.05.2020 на тему "9 МАЯ"

Уважаемые родители этот маршрутный лист предназначен для вашего ребенка с целью закрепления и расширения представлений детей по теме "9 мая".

Дорогие  родители!

В этом году вся страна отмечает 75 годовщину Великой Победы! Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Самара, в то время Куйбышев, сыграла важную роль в Великой Отечественной войне.

Осенью далекого 1941-го враг активно наступал на Москву. На подступах к столице создалась критическая обстановка: участились бомбежки, воздушную тревогу объявляли практически каждую ночь. В этой сложной обстановке было принято решение о немедленной эвакуации высших органов власти Союза ССР в город Куйбышев. Согласно соответствующему постановлению Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 г. нынешняя Самара стала  «запасной столицей».

Наш образовательный маршрут поможет вам совместно с ребенком узнать, почему именно Куйбышев (ныне Самара) был выбран в качестве "запасной столицы", какие предприятия были эвакуированы в Куйбышев и сохранились до наших дней, какую память о себе оставил военный Куйбышев. Также совершите виртуальную экскурсию по улицам современной Самары, которые названы в честь героев войны. 

Шаг 1. Выбор «запасной столицы»

Почему именно Куйбышеву, сравнительно небольшому по тому времени провинциальному городу, была отведена роль запасной столицы?   Считают, что решающее значение имело его географическое положение.  Во-первых, учитывалась близость города к фронтам.  Во-вторых, Куйбышев был одним из важнейших железнодорожных узлов. Он имел прямое сообщение с Уралом. Дальним Востоком, Средней Азией. Учитывалось и то, что с запада город защищала Волга.  Другими словами - город Куйбышев был выбран не случайно, здесь уже имелись предприятия, производство которых можно было быстро перестроить на военный лад, а также был крупный железнодорожный узел и такая важная транспортная магистраль как река Волга.

Посмотрите видеоролик о том, как Куйбышев стал «запасной столицей» (длительность 4:52 мин) https://www.youtube.com/watch?v=-5lgH31Xs2A

Обсудите с ребенком: 

 - Когда началась война? Кто напал на нашу страну?

 - Почему понадобилась эвакуация?

 - Почему именно Куйбышев был выбран для эвакуации?

Шаг 2. Бункер Сталина

На случай крайней необходимости в Куйбышеве было начато возведение дублирующего штаба ставки Верховного главнокомандования – бункера-убежища с рабочим кабинетом для  И.В. Сталина, основные работы по которому начались в феврале 1942 года. Масштабы строительства были грандиозными! 

Предлагаем вам отправиться с ребенком в виртуальную экскурсию в музей «Бункер Сталина». С помощью аудио-гида вы сможете узнать об устройстве бункера и  его предназначении. 

Подробную информацию об устройстве бункера можно посмотреть по ссылке  https://www.bunkerstalina.com/-1 

После экскурсии обсудите с ребенком, что ему запомнилось больше всего?  Какие необычные вещи увидел ребенок в музее? Какие интересные факты запомнил ребенок? Почему бункер был секретным объектом?

Шаг 3. Знаменитый Ил-2

Авиационная промышленность имела очень важное значение для дальнейшей истории нашего города. «Под особым контролем находилась работа авиационного завода: его продукция была крайне нужна фронту.  

Освоение и внедрение в серию самолёта Ил-2 было в своё время поручено одному из лучших предприятий авиационной промышленности. Спустя четыре месяца после получения чертежей завод наладил серийное производство штурмовиков, а затем их строили уже в труднейших условиях эвакуации и другие заводы. Всего два месяца понадобилось рабочим эвакуированных заводов, чтобы Ил-2 снова пошли на фронт».

В 1971 году на Кольском полуострове были обнаружены останки сбитого в годы войны штурмовика Ил-2. На авиационном заводе самолет восстановили, поначалу установили у проходной, а в 1975 году подарили городу уже как монумент. 

Первые 15 штурмовиков Ил-2 были выпущены в Воронеже на местном авиационном заводе еще в марте 1941 года. В октябре 1941 года завод эвакуировали в Куйбышев, а уже 10 декабря в небо взлетел первый собранный здесь Ил - 2. Всего в Куйбышеве были собраны 32 000  из 38 000 штурмовиков Ил - 2, выпущенных в годы войны. 

Посмотрите вместе с ребенком видеоролик о создании и производстве легендарного штурмовика Ил - 2 (длительность 2:10 мин.)

https://www.youtube.com/watch?v=FDVl-EtWYkwт 

После просмотра побеседуйте с ребенком, почему фашисты так боялись штурмовик Ил-2? В каком городе были выпущены первые самолеты Ил-2? Почему монумент Ил-2 стал одним из символов Самары?

Попробуйте вместе с ребенком самостоятельно сделать  бумажные самолеты  и устроить соревнования! Чей самолет окажется самый быстрый? Для изготовления бумажного самолета можно воспользоваться данной схемой. 

Еще больше схем можно найти по ссылке http://www.tavika.ru/2012/04/21.html 

Шаг 4. Память о войне

В годы Великой Отечественной войны наш город имел статус запасной столицы. Сюда эвакуировали дипломатические представительства, промышленные предприятия и многое другое. Тысячи наших земляков сражались на фронте. Чтобы потомки помнили об этом, в Самаре установлено множество памятников.

Памятник "Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945 годов - благодарная Самара ". Установлен в Самаре 12 июня 1996 года. Скульптор - Иван Иванович Мельников. Памятник представляет собой каменный постамент на котором расположена композиция из бронзовых фигур. На детали самолета лицом друг к другу сидят мальчик и девочка. То как трогательно они держатся за руки и смотрят друг на друга, символизирует, что чистые и искренние чувства ре подвластны разрушительной Войне. Дети, которым по возрасту еще играть и беззаботно веселиться, работали на военных заводах для Фронта. Работали ради Победы.

Монумент масленниковцам, погибшим в годы войны. С 1970 года он располагался на территории завода имени Масленникова, затем зимовцы предложили перенести его на новое место, под надежный присмотр руководства и учащихся техникума, который, кстати, раньше тоже был заводским. Перенесли памятник с именами зимовцев, вписанных в историческую летопись завода с 1911 года, в том числе и погибших в годы Великой Отечественной войны, Вечный огонь, и к ним еще добавили три стелы с выбитыми на них датами – историческими вехами Трубочного завода- завода имени Масленникова.

Открыт 7 мая 2010 г. Студенты приборостроительного техникума обеспечивают уход и сохранение этого памятного мемориала.

Памятник, посвященный погибшим в Великую Отечественную войну фронтовым водителям «Шоферам и машинам. Потомкам в пример» установлен в год 40-летней годовщины Великой Победы на пересечении улиц Красных коммунаров и XXII Партсъезда в Советском районе г.о. Самара. Инициатором создания памятника был директор завода «Металлист» Борис Карякин. Автомобиль ЗИС-5 был отремонтирован силами рабочих завода и 15 мая 1985 г. своим ходом доехал до места своей последней стоянки.

Больше информации о памятниках, установленных в Самаре и других городах нашей страны, посвященные Великой Отечественной войне вы можете посмотреть на сайте http://memory-map.prosv.ru/#/ 

А как часто вы с ребенком посещаете памятные места? Рассказываете ли вы о памятных датах? 

Предлагаем вам поиграть! Помогите малышу собрать картинку и угадать что за памятник на ней изображен? Посетите вместе с ребенком Монумент Славы.   https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=358425b46e6a

Шаг 5. Никто не забыт

За те четыре года, что длилась Великая Отечественная война, она унесла миллионы жизней наших соотечественников и оставила в вечности имена тысяч героев. Память о них живет не только в сердцах благодарных потомков, но и в названиях городских улиц.

Пройдя по ссылке, прочитайте статью о том, какие улицы в Самаре названы в честь героев Великой Отечественной войны в Самаре http://drugoigorod.ru/streetsoheroes/

После прочтения спросите ребенка, какие названия улиц он запомнил? Побеседуйте о том, чем прославились эти люди, в честь которых названы улицы? Можно ли специально прославиться, чтобы в честь человека назвали улицу? 

Когда вы отправляетесь с ребенком на прогулку, или просто оказываетесь на той улице, о которой уже читали, обращайте внимание ребенка на название улицы. Попросите его вспомнить интересные факты из прочитанного, тем самым вызывая эмоциональный отклик у ребенка и развивая патриотические чувства ребенка, чувство гордости за свой город. 

Посмотрите вместе с ребенком мультфильм "Солдатская сказка" (длительность 8:12) https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g

Расскажите о родственниках вашей семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Какие трудности и лишения им пришлось пережить ради Победы? 

      Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Это можно делать при помощи прогулок, бесед, тематических картинок, мультфильмов, стихов. 

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Россия — это родина для всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы страна стала могучей державой. Однако, надо помнить, что нельзя грубо вторгаться во внутренний мир растущего человека, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и ограничено с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности, духовности и патриотизма. 

Шаг 7.

Много праздников мы отмечаем.

Все танцуем, играем, поем.

И красавицу Осень встречаем,

И нарядную елочку ждем.

Но есть праздник один-самый главный!

И его нам приносит весна.

День Победы-торжественный, славный.

Отмечает его вся страна!

Ребята, а как отмечают праздник «День Победы» в нашей стране? (Ветераны надевают ордена и медали, встречаются у памятников погибшим, рассказывают, как воевали. Весь народ поздравляет их, желая долгих лет жизни).

Мы сегодня сделаем открытки .https://www.youtube.com/watch?v=ZBEqADAcO5M-

А какому важному для нашей страны событию, которое случилось много лет назад, посвящен этот праздник?

День Победы.

Майский праздник-

День Победы-

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Т. Белозеров

Рисование "Салют Победе!"

https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g рисуем салют с детьми.

Салют.

Вдруг из черной темноты в небе выросли кусты.

А на них – то голубые, пунцовые, золотые

Распускаются цветы небывалой красоты.

И все улицы под ними тоже стали голубыми.

К.Чуковский

Уважаемы родители! Прочитайте детям и посмотрите ролик вместе с детьми!

В далеком 1941 году фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Долго шла война. Погибло очень много мирных жителей, детей, были разрушены города и села. Защищая свою Родину, храбро сражались солдаты. За каждый клочок земли цеплялся враг, чтобы удержаться, но не смогла вражеская армия устоять перед героизмом наших воинов. Сдались фашисты, и война закончилась. И с того самого памятного дня, 9 мая 1945 года, наступил мир, и ежегодно наша страна празднует этот великий праздник- День Победы. В этот день люди вспоминают тех, кто, не жалея своей жизни ради мирного будущего своей страны, сражался на поле боя. 9 Мая молодое поколение дарит цветы ветеранам, тем, кто воевал и победил в этой жестокой битве.

https://www.youtube.com/watch?v=KUaY6h3yKng- детям о войне

Вместе с детьми рассмотрите памятники ВОВ

.https://drive.google.com/open?id=1RY0py6xYRW8ZacQor9Rl2_SPld_r8yVA-

Поделитесь своим результатом в группе в вайбере.