музыкальная страничка

Автор: редактор вкл. .

Образовательный маршрут на период с 18.05.2020 по 22.05.2020

 Знакомство со звуками для детей 4-6 лет.

Шаг 1  Звуки-шумы.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной...

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук! (Андрей Усачев)

На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, стук молотка, шуршание карандаша по бумаге, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.

Чтобы познакомиться со звуками-шумами, нужно только хорошенько прислушаться к тишине и мы услышим, что происходит вокруг.  Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы.

Подвигайтесь вместе с ребёнком, хлопая, топая и прыгая, желательно громко

https://www.youtube.com/watch?v=IRhMBSe7o-A&list=RDIRhMBSe7o-A&start_radio=1 (смотреть до 1.15 мин.)

Спросите ребёнка:

  • Что мы сейчас делали? (Топали, хлопали, шумели).
  • Как можно назвать такие звуки? (Шумы). Совершенно верно.

Предложите ребёнку поиграть.

Игра «Отгадай шумы» 

Что сейчас вы слышите?

(ребёнок закрывают глаза, мама издает шумы - шум мятой бумаги, стук карандаша, шум пакет, шум двери, хлопок либо отгадывает аудиозапись)

https://wav-mp3-ogg.net/show/2256

https://wav-mp3-ogg.net/show/3837

https://wav-mp3-ogg.net/show/1098

https://wav-mp3-ogg.net/show/1286

https://wav-mp3-ogg.net/show/1332

https://wav-mp3-ogg.net/show/1358

https://wav-mp3-ogg.net/show/9981

https://wav-mp3-ogg.net/show/3889

https://wav-mp3-ogg.net/show/3892

https://wav-mp3-ogg.net/show/3926

https://wav-mp3-ogg.net/show/3764

Шаг 2 Музыкальные шумовые звуки

2

Звуков вокруг нас очень много, и они все такие разные! Все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку.

Наиболее доступными, любимыми детьми являются шумовые музыкальные инструменты. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков, развивая наше воображение и фантазию.

Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились подражать им.

https://www.youtube.com/watch?v=oTab2eB-f2s

https://www.youtube.com/watch?v=4dYH_R6ijDs

Игра.

Предлагаю размять ножки и ручки (на слова с шумовыми звуками топаем ножками, на слова с музыкальными звуками хлопаем в ладоши).

О звуках шумовых и музыкальных.

Где то скрипнула калитка,

Тоненько запела скрипка.

В поле трактор зарычал,

Польку баянист сыграл.

Басом заворчал фагот,

Громко топал бегемот.

Под ногами снег скрипит,

В небе самолёт гудит.

А за ним летит ракета,

В классе (в группе) хором пели дети.

На ночь песню пела мама,

Нота, хор, смычок и гамма.

По траве шуршит улитка,

Контрабас, смычок и скрипка.

В чёрном фраке дирижёр,

Музыкант, оркестр и хор.

Ключ скрипичный, нотный стан,

Снег метёт, завыл буран.

Вслед за ним запела вьюга,

Органист играет фугу.

Сколько звуков самых разных

Окружает в жизни нас -

И напевных, и прекрасных,

И пугающих, подчас.

Только вот не всё, что слышим,

Можно музыкой назвать.

А лишь то, что мы сумеем

Спеть, сыграть и станцевать.

Музыку поёт нам мама,

Музыкант играет гамму.

Тонко скрипочка поёт,

Вторят ей кларнет, фагот.

Только музыке подвластны

Мелодии прекрасные

В них, печаль, сомнения, страсти,

Нежность, боль, и счастье!

Предлагаю сделать вместе с детьми музыкальные инструменты.  Все мы читаем нашим детям музыкальные сказки, играем в музыкальные игры. Детское музицирование – активный вид деятельности, в котором совершенствуется мышление, воображение ребенка, развивается инициативность, самостоятельность, моторика, обогащается его эмоциональная сфера. Безусловно, в магазинах огромный выбор музыкальных инструментов, но поверьте, процесс изготовления не оставит равнодушным ни вас ни вашего ребенка. Порой приобрести настоящие инструменты удается не всем, да и необходимости в этом нет, если ребенок не будет серьезно заниматься игрой на них. https://mel.fm/sdelay_sam/6751804-musical_instruments самодельные шумовые инструменты

Шаг 3 Высота звука

Сегодня мы будем говорить о звуках. Звуки окружают нас повсюду – и дома, и на улице. Вы уже знаете, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Шумовые от слова «шум», музыкальные от слова «музыка».

Каждый музыкальный звук обладает высотой.  Именно она отличает один музыкальный звук от другого. Музыкальные звуки бывают высокими, средними и низкими. 

Сейчас я вам расскажу об одной тайне звука. Представьте, что встретились два человека; один - великан, другой лилипут. Великан был большой, с низким голосом. Лилипут был малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот отвечал ему тоненько, нежно.

- Где ты живёшь? – прогремел великан

- В цветке ландыша – нежно зазвенело в ответ.

- С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос

- С Дюймовочкой…

(Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том, что великан говорит низким, громки голосом, а сказочный малютка – тоненьким, нежным. Можно произвольно изменить голос с более низкого до максимально высокого. Проделав этот путь несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука.)

Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального.

https://www.youtube.com/watch?v=UKyv5fEBV70&list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT&index=3&t=0s

https://www.youtube.com/watch?v=Uk_pyEkgIMI

Шаг 4 Ритм

Ритмический рисунок в музыке – это последовательность коротких и длинных звуков. Ритмический рисунок является одним из компонентов мелодии.

Поиграйте с ребёнком на кубиках сначала пульс, а потом ритмический рисунок.

Для младшей и средней группы https://vk.com/videos161370597?z=video34497139_456239504%2Fpl_161370597_-2

(Бубен можно заменить самодельным барабаном или простучать ритм по мячу, а колокольчик на сделанный вами маракас.)

Для старшей группы https://www.youtube.com/watch?v=QoaALZU_Wxg ( большие солдатики длинные звуки счет на раз, маленькие солдатики короткие звуки, счет на раз, и) марш деревянных солдатиков

Предлагаю послушать сказку и проиграть на самодельных инструментах (стакан, чашки, деревянные или железные ложки, банка с крупой, коробка или бубен, вместо сковороды 2 железные крышки)

Сказка - шумелка "ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ?"

https://www.youtube.com/watch?v=qQB7VVF_BsM

Шаг 5 Музыкальный характер

Вы знаете, что музыка может выражать разные настроения человека, его переживания,чувства: нежность, веселье, грусть, тревогу.

У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6852449411461420663&text=три+подружки+кабалевский

Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-Несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. Сколько есть плаксивых, капризных девчонок, да и мальчики, особенно если они ещё маленькие, иногда добиваются своего слезами. Их тоже называют плаксами.

Послушайте, как плаксу изобразила музыка. 

https://vk.com/audios161370597?q=три%20подружки%20кабалевский

Мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. Она заунывная, передаёт всхлипывания и взвизгивания капризули. Какие горькие слёзы проливает плакса, даже взвизгивает иногда! 

 А какого ребёнка мы называем злюкой?

Сердитого, драчливого, всех обижает и никого не пожалеют. 

Послушайте, как злюку изобразила музыка. 

https://vk.com/audios161370597

Мелодия звучит громче, быстрее. Музыка становится жёсткой, сердитой, злой, колючей. Это потому, что она рассказывает про злюку. Даже если у девочки-злюки симпатичное лицо, но она сердитая, недобрая, она не будет никому нравиться, с ней не захочет никто дружить. 

Третья пьеса, называется «Резвушка». Послушайте.

https://vk.com/audios161370597?q=три%20подружки%20кабалевский

Резвушкой называют девочку - непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Слово резвушка происходит от слова резвая - то есть быстрая, живая, игривая. Вот и пьеса «Резвушка» - подвижная, живая, весёлая, шаловливая. Музыка рассказывает о девочке с характером непоседы, озорницы. Всё бы ей веселиться, прыгать да бегать! Вот как, похоже, может музыка передать черты характера, портрет человека: плаксы, злюки или резвушки.

Давайте еще раз послушаем, посмотрим и попробуем передать характер музыки движениями рук: во время звучания тихой, жалобной музыки «Плакса» движения будут плавными, печальными. «Злюка», будет звучать жестко и громко, подвижнее, то и движения будут резкими, чёткими, более быстрыми. (В средней и старшей группах можно использовать пантомиму, танцевальные движения, стимулирующие детское творчество).

А как можно передать движениями характер девочки-резвушки? Музыка такая быстрая, резвая, лёгкая, полётная, шаловливая, озорная. Мелодия то спускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает. 

Да, движения будут лёгкими, размашистыми, стремительными, быстрыми, изящными, игривыми. (Исполняет пьесу, дети выполняют задание.)

Может быть, кто-нибудь хотел бы потанцевать под эту музыку? Кто у нас будет резвушкой?

 Шаг 6 Музыка в песне

Характер бывает разный и в песне. Песни бывают колыбельные, праздничные, маршевые, заунывные. Но всегда песня приносит нашей душе мир и покой.

Прочитайте стихотворение про девочку Машу, которая всегда пела.

Научилась Маша петь
И поёт с утра до ночи.
Ну, куда певунью деть?
Маша - маленькая дочка.

И поёт девчушка песни
Про корову, про слона,
С песней Маше интересней,
Песня очень ей нужна.

Если спетых песен мало,
Начинает всё сначала:
Про слона и про корову,
А потом продолжит снова:
Про корову и слона.
Песня девочке нужна.

Дочь поёт с утра до ночи,
А когда закроет очи,
Песни бабушка поёт -
До рассвета не уснёт.

Покупали Маше книжки,
Приносили в дом мартышку.
Дед аквариум принёс,
В дом вселился рыжий пёс.

Папа Машу развлекает
И от пенья отвлекает,
Дед шумит, как самолёт,
Ну, а Машенька поёт.

Мы врача позвали к Маше:
- Помогите дочке нашей,
Целый день дитя поёт,
Нам покоя не даёт.

Врач сказал: - Не беспокойтесь.
Он совет нам дал такой:
- Вместе с дочкой чаще пойте -
И в семью придёт покой.

Елена Раннева

Вот и мы давайте песни петь. Что бы жизнь наполнилась красивыми красками.

Выбираем песенки, поем, записываем видео и присылаем.

Для младшей и средней групп

http://chudesenka.ru/4164-letnyaya-pesenka.html

http://chudesenka.ru/4003-malenkiy-ezhik.html

Для средней и старшей групп

http://chudesenka.ru/4162-oranzhevaya-pesnya.html

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15127282517827961600&text=песенка%20про%20песню&path=wizard&parent-reqid=1589316754306147-1240893255119643961000295-production-app-host-sas-web-yp-110&redircnt=1589316828.1

https://minus1.ru/songs/петряшева-анна-про-песенку текст

https://buben.net/s-pro-pesenku-minus-bpqrgqz минусовка